кто чаще становится жертвой и как защититься
Кибермошенничество в Казахстане
Кибермошенничество – один из самых распространенных видов преступлений в Казахстане. Рост случаев наблюдается из года в год и связан он в том числе с тотальной цифровизацией. Какие методы помогают оградить казахстанцев от обмана и помочь им сохранить деньги.
Злоумышленники используют различные схемы в своих корыстных целях, чтобы ввести в заблуждение казахстанцев. Например, представляются сотрудниками банков, государственных ведомств или предлагают "сохранить" деньги с помощью перевода на "резервные" счета.

В телефонном мошенничестве люди часто сталкиваются с таким приемом преступников: имитацией важного звонка якобы из банка или силовых структур с требованием предоставить код из SMS-сообщения или согласиться на перевод средств. Также распространены случаи, когда обманутые люди переходят по подозрительным ссылкам в сообщениях и становятся жертвами интернет-мошенников, покупая товары на маркетплейсах или оплачивая услуги через сайты-двойники.
СТАТИСТИКА КИБЕРОБМАНА ПО КАЗАХСТАНУ
СТАТИСТИКА КИБЕРОБМАНА
ПО КАЗАХСТАНУ
По данным Министерства внутренних дел РК, в 2024 году зарегистрировано 43,9 тысячи фактов мошенничества. Половина из них – киберпреступления.

Часто от уловок мошенников страдают люди старшего возраста. В прошлом году зафиксировано 4 785 фактов обмана граждан старше 60 лет. Суммы ущерба: от нескольких тысяч до десятков миллионов тенге.
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБМАНА
Правоохранители рассказали, какими способами мошенники чаще обманывали казахстанцев в 2024 году.
7 716 фактов
Предоплата за товары или услуги по объявлениям на маркетплейсах или в социальных сетях
5 977 случаев
Звонки от имени службы безопасности банков или правоохранительных органов
2 673 случая
Раскрутка денег и "выгодные" инвестиции
2 553 факта
Оформление онлайн-займов
Наибольшее число фактов интернет-мошенничества в прошлом году зарегистрировано в Астане (4 582 случая), в Алматы (2 275) и Карагандинской области (1 906).

Директор Департамента по противодействию мошенничеству Halyk Bank Азамат Сыздыков отметил, что специалисты часто фиксируют случаи мошенничества в отношении клиентов пенсионного возраста. Пожилые граждане, как правило, менее знакомы с современными технологиями и цифровыми сервисами. Из-за этого им труднее распознать признаки мошенничества.
Люди старшего возраста склонны доверять голосам по телефону или официально звучащим сообщениям. Этим активно пользуются мошенники, применяя психологическое давление: создают иллюзию заботы или срочной необходимости. Например: замена счетчиков, постановка в очередь. Злоумышленники представляются сотрудниками государственных органов, банков или медицинских учреждений.
Азамат Сыздыков, директор Департамента по противодействию мошенничеству Halyk Bank
Мошенники научились добиваться своего, вводя пожилых людей в состояние стресса. В неординарной ситуации у людей снижается чувство сопротивляемости, и преступникам удается уговорить их оформить заем, срочно «спасти» сбережения или поучаствовать в выдуманной спецоперации КНБ.
КАК ЗАЩИТИТЬ БЛИЗКИХ ОТ МОШЕННИЧЕСТВА
  • Регулярно разговаривать с пожилыми родственниками о рисках мошенничества
  • Убедить пенсионеров не переходить по ссылкам из сообщений и не устанавливать незнакомые приложения
  • Попросить не принимать звонки от незнакомых номеров. Если даже и ответили, то при первом подозрении необходимо завершить разговор и сообщить о нем кому-то из родственников
  • Помочь своим близким подать заявку на добровольный отказ от кредитов через портал электронного правительства egov.kz
  • Объяснить, что сотрудники банка и госорганов никогда не будут просить назвать коды из SMS, пароли, CVV-код карты или перевести деньги на "безопасный, специальный счет".
  • Регулярно проверять телефоны родственников на предмет подозрительных сообщений или звонков, при необходимости – заблокировать неизвестных абонентов
Мошенники обманывают и молодых людей. По словам Азамата Сыздыкова, студенты часто становятся соучастниками преступления и вовлекаются в дропперство. Они передают свои банковские счета, карты, электронные кошельки, мобильные банкинги для проведения незаконных операций. Или по инструкции злоумышленников за вознаграждение переводят денежные средства, помогая преступникам.
Причина в том, что подростки и молодые люди получают информацию преимущественно в интернете или соцсетях, реагируют на обещания «легкого заработка» и менее критично относятся к рискам.

Необходимо разъяснять несовершеннолетним, что незрелость и легкомысленное отношение к финансовым инструментам могут стоить очень дорого.
Азамат Сыздыков, директор Департамента по противодействию мошенничеству Halyk Bank
Защитить подростков можно за счет повышения их финансовой грамотности, бесед родителей и педагогов с разъяснением возможных последствий, продолжил специалист банка. Родителям следует убедить детей, что нельзя принимать и пересылать чужие деньги или товары.

Для защиты клиентов банк акцентирует внимание на образовательных проектах:
Совместно с Антифрод-центром НБ РК, АРРФР и подразделениями Киберпола МВД РК проводит семинары в высших и средних специальных учебных заведениях с 1 сентября 2025 года
Проводит информационные кампании в социальных сетях и осуществляет информирование через PUSH-рассылку в мобильных приложениях банка
Создает обучающие видеоролики и инфографику для распространения их на различных интернет-площадках
Просим обратить внимание, что сегодня дропперы несут как уголовную, так и материальную ответственность за участие в схемах мошенников, что может привести к лишению свободы и возмещению полного ущерба в гражданско-правовом порядке.
Азамат Сыздыков, директор Департамента по противодействию мошенничеству Halyk Bank
Задача банка – сформировать понимание, что ответственность наступает, даже если дроппер не знал о незаконном происхождении средств, которые получил на свой счет, так как он оказывал услугу мошенникам.

Банк внедряет многоуровневую защиту от кибермошенников и системно работает над повышением безопасности клиентов:
  • Осуществляет мониторинг операций на предмет подозрительности
  • Совершенствует антифрод-инструменты и алгоритмы анализа операций
  • Разрабатывает новые цифровые инструменты для защиты средств клиентов
  • Принимает меры, необходимые для предотвращения ситуаций возникновения мошенничества
  • Проводит информационные кампании для населения, включая пенсионеров, молодежь и работников различных сфер
  • Взаимодействует с государственными правоохранительными органами для оперативного выявления, блокировки и расследования мошеннических схем
Главная цель банка – сохранить доверие и обеспечить безопасность всех клиентов, независимо от возраста.

У Halyk Bank есть свои алгоритмы деятельности для защиты клиентов. К примеру, для защиты возрастных клиентов работают системы мониторинга подозрительных операций в режиме реального времени. Вместе с тем существует ограничение и дополнительная проверка нетипичных переводов. Повсеместно применяется информирование всех клиентов через SMS, push-уведомления и звонки, если выявятся риски. Банк также информирует клиентов-пенсионеров при их личном посещении отделений. Для них проводятся специальные обучающие программы, распространяются памятки.
ЕЖЕДНЕВНАЯ ЗАЩИТА БАНКА
«Методы по защите от кибермошенничества разнообразны и направлены на различные сценарии, которые применяют мошенники в достижении своих интересов», – сказал директор Департамента по противодействию мошенничеству Halyk Bank .

Специалист озвучил инструменты, которые круглосуточно применяются в процессах Halyk Bank для защиты своих клиентов:
  • Цифровой онбординг с использованием биометрической идентификации личности
  • Автоматические уведомления о любых операциях
  • Горячая линия банка для блокировки карты в случае подозрений
  • Антифрод система мониторинга подозрительной активности и блокировки операций
  • Регулярное информирование клиентов о новых схемах мошенничества
  • Адаптивная многофакторная аутентификация в мобильном приложении, которая требует подтверждения личности при входе, при получении займа и других операциях
Использование этих методов, не допуская их компрометации, является достаточным для того, чтобы предотвратить несанкционированный доступ к вашим финансам и личным данным, заключил Азамат Сыздыков.
Если вы столкнулись с кибермошенничеством, следует незамедлительно обратиться в свой банк для блокировки счетов, позвонить в полицию по номеру 102 и подать заявление в ближайшее отделение по месту жительства. Также необходимо прекратить любое общение с мошенниками, сохранить все доказательства (скриншоты, переписку, банковские выписки) и уведомить соответствующие платформы или ресурсы, если мошенничество произошло через них.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ

ПОДЕЛИСЬ ПРОЕКТОМ

Поделиться проектом
©1999-2025 СИ "Zakon.kz"