ПРОИЗВОДСТВО ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС

ПРОИЗВОДСТВО

ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ

КОЛЕС

Производство цельнокатаных колес – первый завод кластера Railways Systems KZ и первое предприятие подобной специализации на территории Казахстана. Его запуск в 2012 году ознаменовал новый этап развития отечественного железнодорожного машиностроения.

Завод появился в рамках программы Форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР) и стал важным шагом в формировании вертикально интегрированного машиностроительного центра Казахстана.

Предприятие является единственным производителем цельнокатаных колес в Казахстане и ежегодно выпускает 300 000 единиц продукции для железнодорожного рынка.
Цельнокатаные колеса отличаются высокой прочностью, надежностью, способностью выдерживать высокие нагрузки и при этом сохранять геометрию долгие годы. Поэтому их могут использовать как для пассажирских, так и грузовых вагонов.

Если учесть, что в планах государства закупить до 2029 года более 7 000 грузовых вагонов и свыше 1 200 пассажирских вагонов, то становится очевидна глубина рынка и востребованность данной продукции на длинный горизонт планирования.

Не только внутренний рынок Казахстана нуждается в колесной продукции, но и игроки из других стран. Так, в 2025 году появилась новость о том, что всемирно известный концерн Deutsche Bahn заинтересован в поставках цельнокатаных колес, производимых на площадке кластера Railways Systems KZ.
УМНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Процесс изготовления цельнокатаных колес отличается от производства литых аналогов. В RWS KZ объясняют, что сначала металл режут и разогревают, после чего формируют профиль колеса на прессе усилием 10 000 тонн. Далее проводится автоматический прокат без дефектов и горячая маркировка. После этого производится лазерный обмер внешнего контура, охлаждение и термообработка. Контроль качества включает ультразвуковую проверку, магнитопорошковую дефектоскопию, замер твердости и геометрии. RWS KZ хранит всю информацию о произведенном колесе 20 лет.

Высокое качество колесной продукции кластера RWS KZ, а также экспортный потенциал обусловлены техническими и технологическими возможностями. Завод оснащен современным оборудованием, которое полностью удовлетворяет принципам концепции Industry 4.0.

Роботизированные комплексы обеспечивают высокую точность работ на всех участках от заготовки до контроля геометрии, твердости сплава. Благодаря онлайн-аналитике специалисты могут вносить корректировки в процессы без необходимости останавливать производство. В результате на предприятии обеспечивается высокий уровень безопасности и качества продукции и в то же время снижается риск человеческого фактора.
Так, уникальная автоматизированная система дает возможность производить колеса любого типа и выполнять индивидуальные заказы клиентов. Специалист программирует заказ, а контроль над исполнением процесса проходит автоматически. К тому же клиент может отслеживать выполнение заказа онлайн.

Автоматизация исключает тяжелые и опасные операции для человека, переводя рабочие места в сферу контроля, наладки и обслуживания оборудования.

Нина Осипова, машинист крана, поясняет:
Моя работа состоит в том, что я поднимаю, перемещаю и опускаю груз. Мы работаем с непрерывно литой заготовкой: проверяем ее, подаем на распилочную пилу и затем в печь. Наша продукция предназначена для того, чтобы были заготовки для вагонов, в том числе платформ; чтобы люди безопасно ездили, а грузы поставлялись в другие города.
Продукция завода сертифицирована по национальным и международным стандартам, включая IRIS Ассоциации Европейской железнодорожной промышленности.
ПРЕДПРИЯТИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ЛЮДЕЙ
На заводе трудятся 920+ специалистов, среди которых операторы станков с ЧПУ; инженеры по контролю качества; наладчики автоматических линий; термисты; слесари-ремонтники.

Важно отметить молодой состав сотрудников производств. Почти половину рабочего штата составляют молодые люди до 35 лет.

Не только молодой штат отличает производство цельнокатаных колес, но и поддержка семейной преемственности, рабочих династий. Нина Осипова, машинист крана, рассказывает:

«Первым на производство цельнокатаных колес устроился работать мой муж Александр в 2012 году. Начинал с должности слесаря-ремонтника 4 разряда. К 2017 году повысил свою квалификацию до 6 разряда, а потом занял должность механика на участке грузоподъемного оборудования.

Я пришла работать на предприятие машинистом крана 4 разряда в 2020 году. Меня привлекло, что завод постоянно расширяется, достойная зарплата. К тому же можно повысить свою квалификацию и поднять статус.

В том же 2020 году на завод устроилась дочь Ксения. Она работает электрослесарем по ремонту оборудования. Ее муж Юрий является штабелировщиком металла и уже шесть лет работает на производстве цельнокатаных колес. А еще с нами работает племянница мужа Виктория – она трудится учетчиком в производственном отделе. Вот такая у нас большая промышленная династия».
©1999-2025 СИ "Zakon.kz"